Четверг, 02.05.2024, 04:58
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ №3 г. Красный Сулин

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Проектная деятельность школьника как условие качественного естественнонаучного образования

Проектная деятельность школьника

как условие качественного естественнонаучного образования.

Фомина Н.В., учитель физики высшей категории 

Качество естественнонаучного образования – это процесс постоянного совершенствования. Это соответствие образовательного результата ожиданиям местного сообщества, самих обучающихся и их родителей.

Непременными условиями качественного естественнонаучного образования являются следующие:

                1.   Использования современных ИКТ.

                2.   Высокий уровень профессионализма педагогов.

                3.   Материально – техническое обеспечение школы.

                4.  Создание комфортности в обучении школьников, соблюдение санитарно – гигиенических норм.

                5.   Прочность знаний учащихся.

По моему мнению к этим условиям следует отнести и проектную деятельность обучающихся – совместную учебно-познавательную деятельность учащихся, имеющую общую цель и согласованные методы, направленную на достижение общего результата.

Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности.

Проектная деятельность – это среда, посредством  которой осуществляется   влияние данной деятельности на повышение способностей школьников, в которой ключевые компетентности формируются и могут быть оценены; это вид деятельности, который связан с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, с развитием навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни.

Целью проектной деятельности является создание технологии устойчивого развития качества естественнонаучного образования, разработка инструментария образовательной деятельности участников образовательного процесса на пути к качеству.

Данный вид деятельности формирует важные личные творческие качества ученика: умение поставить и сформулировать задачу, выдвинуть и обосновать гипотезу, найти метод исследования, обработать и проинтерпретировать данные, публично защитить свою идею и результаты, организовать как свою собственную исследовательскую работу, так и работу в коллективе. При грамотном управлении проектная деятельность также способствует активности и самостоятельности учащихся, это первая ступень к самореализации и самоактуализации личности.

 

Проектная деятельность  в процессе обучения позволяет:

·         развивать учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем и т.д.)

·         решать информационные задачи

·         развивать коммуникативный потенциал;

·         организовывать общение и взаимодействие на уроке;

·         создавать комфортные условия обучения;

·         активизировать мыслительную деятельность школьников;

·         снимать нервную нагрузку (релаксация).

 

Повышение качества образования при использовании проектной деятельности  происходит наиболее эффективно, так как:

- проектная деятельность носит творческий характер;

- деятельность детей предполагает создание нового объекта внешнего или  внутреннего мира;

- используется метод сверхзадач.

Полезность проектной деятельности заключается в том, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. При проектировании приобретается опыт использования знаний для решения так называемых некорректных задач, когда имеется дефицит или избыток данных, отсутствует эталон решения.

Таким образом, предоставляется возможность приобретения опыта творчества, т.е. комбинирования и модернизации известных решений для достижения нового результата, диктуемого изменяющимися внешними условиями. Проектирование позволяет достигать повышения уровня коммуникабельности, т.е. расширения круга конструктивного и целенаправленного общения, актуализированного однотипностью деятельности, так как в основе проектной деятельности лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности.

При осуществлении проектной деятельности меняется роль учителя. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся, что в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения – от репродуктивного к творческому.

Меняется и роль учащихся: они учатся извлекать информацию по самостоятельно сформулированным основаниям, исходя из собственного понимания целей выполняемой работы, систематизировать информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры, аргументировать сделанный выбор. Они выступают активными участниками процесса; деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в «команде», сотрудничать в коллективе. При осуществлении проектной деятельности происходит формирование того конструктивного критического мышления, которому трудно научить при обычной «урочной» форме обучения.

 

На данный момент в школе созданы все условия  для реализации идей проектной деятельности школьников в естественнонаучном образовании: мультимедиа библиотека, оборудованный компьютерный класс, подключение к глобальной сети ИНТЕРНЕТ, библиотечный центр, оснащенный необходимым минимумом справочно-библиографических, энциклопедических и информационных изданий.

Ведущим методом проектной деятельности является метод проектов. В течение последних трех лет, при наличии технической базы: компьютеры Pentium, факс-модем Robotics Courier 33600, сканер HP 5000, учащимся школы  предоставляется возможность работать над различными проектами по физике и астрономии. Темы проектов, выходящие за рамки учебников, объявляются в сентябре. Защита проектов происходит в ходе работы школьной научно-исследовательской конференции.

Наиболее значимыми проектами можно назвать следующие:

-  «Атомная энергия – «за» и «против»» – Табанькова И. 

Целью в работе было выявить положитель­ные и отрицательные стороны научных открытий и технологических достижений в области атомной энергетики, расширить знания по темам "Радиоактивность", "Атомная энергия и ее использование", показать возможные области применения атомной энергии.

- «В глубь атома» – Хлякина Ю.

Цель работы: выяснение связи двух миров, существующих во Вселенной—макромира и микромира, подробное изучение научных открытий и явлений, касающихся строения атома и его ядра.

 

- «Физика и зрение» – Павлова А.

Цель работы:  выяснение причины тех или иных световых явлений, обнаружение связи наблюдаемого явления с другими и объяснение его на основании определенного закона природы.

 

- «Календарь. Прошлое и настоящее» – Боровинская М.

Цель работы: изучить историю календаря, дать его анализ, рассмотреть различные  реформы  и проблему календаря в целом.


- "Энергосбережение в моем доме" - Бондаренко О.

Цель  работы:

1.   Изучить методы экономии электроэнергии.

2.   Провести энергетический мониторинг.

3.   Оценить эффективность внедрения энергосберегающих мероприятий.

4.   Привлечь внимание  к проблеме энергосбережения.



Данные работы отмечены грамотами и дипломами районной научно-исследовательской конференции.

Умения, которые наработали перечисленные учащиеся в процессе проектирования, сформировали у них осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий. Кроме того, в процессе данной деятельности происходило формирование ключевых компетенций учащихся: общеучебных, трудовых, коммуникативных, социальных.



Категория: Мои статьи | Добавил: Nadin (01.04.2011) | Автор: Фомина Н.В., учитель физики E
Просмотров: 1245 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024