Фомина Н.В., учитель физики высшей категории.
Мой
педагогический стиль.
За годы
школьной работы я пришла к убеждению, что урок физики может больше, чем сама
физика, если это человекоформирующий урок.
Было
время, когда рассуждала: главное – обучать! Обучать! А воспитание вытекает из
тех знаний, которые выдаем ученикам. И выдавала, все больше и больше, а
вытекало – все меньше и меньше. Затем поняла: обучение и воспитание – как
молния на куртке, обе стороны застегиваются одновременно.
В
настоящее время пытаюсь доказать теорему: "всякий ученик может и хочет
учиться, если ощутил практическую пользу и ценность того, чем занимается".
Говорят,
без желания переделать мир нет учителя. Но самое трудное для меня как для
учителя – это вырастить себя, потому что каждый из нас – мы сами, а не кто-то.
Отсюда формуле "Я как все", я предпочла формулу "Я как я". Лучшего
способа утвердить престиж и актуальность своего предмета, пожалуй, нет. Ведь
школьник учится в зависимости от того, как он относится к учителю.
Соответственно, не с предмета (методики, программы, концепции и т. д.), а с
того кто мы есть сами, начинается наш путь к ученику.
К
ученику отношусь недвусмысленно: пусть не получится Моцарт. Пусть! (хотя
стараюсь, чтобы получился), лишь бы не стал Сальери – злодеем, претендующим на
гения.
Если
человек злиться, то он уничтожает в себе все хорошее. Поэтому, прежде
всего, всеми доступными средствами стараюсь
способствовать снятию (или хотя бы уменьшению) напряженности, налаживанию
доброжелательных отношений в педагогическом и ученическом коллективах. Собрав
свою волю и душевные силы, проявляю терпение, не допускаю "взрывов"
негативных эмоций. Ничто так не разрушает нравственную основу юного существа,
как раздоры, конфликты, озлобленность людей, малый интерес взрослых к его
внутреннему миру.
Во взаимоотношениях с учащимися
всегда присутствует человечность: ни личные амбиции, ни авторитет учителя, ни
цели достижения хороших знаний любой ценой не подчиняют себе интересы
конкретного ученика, не подавляют его
как личность.
Даже сейчас среди
учителей, к сожалению, еще встречается мнение, что для учителя физики основное
– хорошо знать свой предмет и уметь передать свои знания ученикам. А решение
при этом некоторых воспитательных и развивающих задач – дело второстепенное. Но
такая позиция учителя уводит его от ученика.
Свое главное
педагогическое кредо я формулирую следующим образом – формирование человека. На
уроках я стараюсь создать с учениками отношения тесного сотрудничества,
атмосферу искренности и доверия. Каким-нибудь неожиданным вопросом или
элементарным опытом стимулирую развитие мысли учеников, подталкивая их к
самостоятельным суждениям. И ребята не бояться высказывать свое мнение, делают
попытки объяснить интересные опыты и явления.
В своей педагогической
деятельности я руководствуюсь теорией интереса, которую создал педагог г. Киева
А. И. Шапиро. По его теории "среди детей не бывает глупых, бывают дети,
которых заинтересовали и которых еще не успели заинтересовать". Суть
теории в том, что интерес возникает тогда, когда ребенок трудится сам, то есть происходит
И
– индивидуальная,
Н –
напряженная,
Т –
творческая,
Е –
ежедневная,
Р –
работа,
Е –
естественно,
С – с
юмором.
Принципы теории интереса:
·
На
любом этапе урока в центре внимания учителя находится ученик. Физика выступает
средством воспитания личности, формирования чувства собственного достоинства
учеников, побуждения их к познавательному действию.
·
Обучение
идет "от ученика": от его удивления – к интересу, от интереса – к
вопросу, от вопроса – к размышлению и выводам, объясняющим окружающий мир.
·
Учитель
стремится передать ученикам системное, целостное видение мира. Физика
оказывается объединенной с поэзией, философией, моралью, происходящими тут же
на уроке событиями. |